…В конце XV века великий князь Иван III вскоре после окончательного покорения Новгорода распорядился провести перепись всех новгородских земель, «дабы упорядочить сбор податей». И в 1495 году в писцовой книге впервые появляется запись о «сельце Бологом над озером Бологим».
С этой даты и начинают отсчет истории Бологого. Название действительно произошло от озера, а само слово – от древнерусского «бологый», то есть – «хороший», «благой».
Казалось бы, с таким названием – жить да процветать, только Бологое не особо процветало. Да и с чего? Место немноголюдное, «на отшибе». Работают крестьяне на земле, земля принадлежит местным помещикам. Среди них встречаются и весьма зажиточные. Путятины, Мельницкие… Иван Алексеевич Мельницкий так был богат, что в своем имении в начале XIX века каменную домовую церковь построил.
Но все равно земли местные – натуральное захолустье. И кто его знает, как бы сложилась судьба Бологого, если бы не пришел сюда технический прогресс. В 40-е годы XIX века началось строительство железной дороги Москва – Петербург. В 1851 году появилась станция Бологое Николаевской железной дороги. Другая жизнь началась!
Жили как в полусне, а теперь – только вертеться успевай. Пристанционный поселок быстро слился с селом. Дорога мощеная появилась. В 1865 году одних только железнодорожников в Бологом – 900 человек! Лавки, трактиры, ночлежки – их все больше и больше.
К концу XIX века Бологое уже не точка на карте, а важный узел. С площадями, больницами. Техническое училище для железнодорожников в 1879 году открыли, одно из первых в России. Да что техническое – в Бологом даже художественное училище появилось.
Особая для города история – с 80-х годов XIX века здесь начали производить всевозможные музыкальные инструменты. В 1887-м – фабрику открыли, Д. А. Митропольского. Первая такая фабрика в России! Рояли, фисгармонии, даже – органы. Медали и в России, и в Европе брали!
В общем, быстро развивалось Бологое до 1917 года, хотя и не имело статуса города. Это, пожалуй, главное, что получило Бологое от революции. Правда, не Октябрьской, а Февральской. 3 июня 1917 года Временное правительство объявило Бологое городом. Но и спокойная жизнь на этом закончилась, хотя большевики пришли к власти в Бологом довольно мирно.
Да и события гражданской войны для города, по большому счету, серьезным потрясением не стали. Повезло… Однако вот что постепенно происходит с городом. Если после открытия железной дороги он бурно прогрессировал, то при советской власти как-то притих. Нет, вроде все, что положено, происходило. Заводы работали, неграмотность ликвидировали… Но не было в Бологом больше прежнего ритма жизни, превращался город постепенно в заштатный.
Как ни парадоксально это звучит, но былую важность и даже – славу Бологое вернуло в годы Великой Отечественной. Немцы город не взяли, но значение его понимали прекрасно. Важнейший транспортный узел! Составы с живой силой и техникой идут непрерывно. Бомбили Бологое нещадно. 527 налетов! Но город стойко выполнял свою роль – военные составы шли на фронт. Это – главный вклад Бологого в победу.
А после войны город снова зажил обычной жизнью. Восстановился, заработал. Сегодня формально Бологое – обычный тихий, провинциальный город. С проблемами – куда без них. Город ровно посередине дороги от Петербурга до Москвы. Воспетый в едва ли не самом популярном детском стихотворении советских времен. Да только ради этого сюда стоит приехать!