FORGOT YOUR DETAILS?

CREATE ACCOUNT

АВТОМОБИЛИ ПОБЕДЫ

ВОЙНА МОТОРОВ. АВТОМОБИЛИ-ГЕРОИ

Сегодня для большинства из нас автомобиль — это синоним комфорта и престижа, рабочий инструмент и средство передвижения. В годы Великой Отечественной войны автотранспорт играл совсем иную роль - жизненноважную. В преддверии Дня Победы мы вспоминаем о настоящих автомобилях-героях, с помощью которых Красная армия изменила ход войны и разгромила фашистов.

Вторая мировая война во многом была войной моторов. Преимущество на земле, в небе, на воде и под водой зачастую определялось техникой. О танках, самолетах и кораблях говорят многое, про автомобили и труд советских транспортников мы знаем меньше. Но ведь и они: люди и автомобили - внесли большой вклад в Победу над фашистской Германией. Линия фронта была столь протяженной и менялась так динамично, что железная дорога не всегда могла справиться с доставкой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия в места боевых действий. Эти тяготы, как и эвакуация раненых, в большой мере легли на автомобильный транспорт.

Достаточно вспомнить тяжелейшее начало войны. В конце 1941-го именно на автомобилях везли к линии фронта бойцов, защищавших Москву. В то же время появилась знаменитая «Дорога жизни» по льду Ладожского озера. Зимой 1941-1942 годов и в первую половину следующей зимы она была единственным путем снабжения блокадного Ленинграда. Без автотранспорта была бы невозможна победа в Сталинградском сражении и многих других военных операциях Великой отечественной. Эти сложнейшие условия требовали быстрого развития парка техники и автомобильных войск.

К началу войны в Красной армии числилось 272 600 автомобилей — всего 41% от штатной потребности автомобильных войск. Эти данные приводятся в издании «Транспорт в годы Великой Отечественной войны. Исторические хроники». Базовыми моделями в Красной армии были грузовые ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-6, а также легковые – ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Практически вся автомобильная промышленность после начала войны работала на нужды обороны. На автомобильные и авторемонтные заводы легла колоссальная нагрузка. Нужно было максимально быстро нарастить производство и наладить выпуск новых моделей военного назначения.

Горьковский автозавод давал фронту грузовики, внедорожники, медицинские автомобили для вывоза раненых, при этом также выпускал лёгкие танки Т-60, самоходные пушки СУ-76М, миномёты и боеприпасы. Более десяти заводов автомобильной промышленности были перебазированы на восток страны. Цеха московского ЗИС заработали в Ульяновске и Миассе, где выпускали грузовики ЗИС-5В. Ярославский автозавод отправлял на фронт гусеничные тягачи Я-12 и Я-13Ф. На шасси ЗИС-6 довоенного производства монтировались реактивные установки залпового огня – знаменитые «Катюши».

Существенную помощь Красной армии оказала программа ленд-лиза, по которой США поставляли союзникам военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, продовольствие и стратегическое сырье. В их числе были автомобили. За годы войны СССР получил из Америки около 434 тысяч машин. Основными среди них были трехосные грузовики Studebaker US6, тяжелые внедорожники Dodge WC-51 и знаменитые джипы Willys.

Подробнее об этих и других автомобилях-героях Великой войны вы можете ознакомиться ниже на данной странице.

ГАЗ-АА вошел в историю под народным названием «полуторка», которое получил за грузоподъемность в полторы тонны. К началу войны это был самый распространенный грузовик в Красной армии и народном хозяйстве. Изначально модель была лицензионной копией американского грузовика Ford Model AA и выпускался с 1932 года на заводе в Нижнем Новгороде, который в тот же год был переименован в город Горький. Простая конструкция узлов и агрегатов позволяла выполнить ремонт в полевых условиях. Мотор (3,3 л, 40 л. с.) с низкой степенью сжатия был удивительно неприхотлив к качеству топлива. В отсутствии бензина мог работать на лигроине и даже на керосине при жаркой погоде. В Великой отечественной войне ГАЗ-АА играл ключевую роль в перевозке бойцов, боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых. Эти автомобили можно увидеть на фотографиях поверженного Берлина. «Полуторка» заслужила народную любовь, во многих городах страны установлены памятники этому символу Победы. Модели ГАЗ-АА регулярно принимают участие в парадах и выставках, пользуются большим спросом у коллекционеров.

С 1938 года Горьковский автозавод начал выпуск модернизированной «полуторки» с названием ГАЗ-ММ. Грузовик получил более мощный 50-сильный двигатель, усиленное крепление рессор, новый рулевой механизм и карданный вал. Первые образцы внешне не отличались от ГАЗ-АА, но с началом Великой отечественной в конструкцию внесли существенные изменения. Военную модификацию ГАЗ-ММ-В можно узнать по угловатыми крыльями: их гнули на станке, чтобы сэкономить штамповочную сталь. Кабину делали из дерева и брезента. Отказались от глушителя, передних тормозов, дверей и бампера, а фару и дворник ставили только со стороны водителя. Это позволяло удешевить и ускорить производство, выпустить больше машин. На базе ГАЗ-ММ были созданы различные модификации: самосвал, санитарный автомобиль, автобус и газогенераторные версии, использовавшие в качестве топлива уголь и даже деревянные чурки. Общий тираж всех разновидностей «полуторок» составил почти миллион единиц. Некоторые машины эксплуатировались до 1970-х годов. Сохранившиеся экземпляры украшают музейные и частные коллекции.

 

С середины 1930-х Ярославский автозавод массово выпускал крупнотоннажные грузовики моделей ЯГ-3 и ЯГ-4. Впоследствии появилась модернизированная версия ЯГ-6 грузоподъемностью в 5 тонн. К началу Великой отечественной эта модель была одним из трех базовых грузовиков в Красной армии. ЯГ-6 отличался большой снаряженной массой (4940 кг), примитивной конструкцией с рамой из отрезков промышленного швеллера и угловатой деревянной кабиной. Большинство выпущенных машин оснащались 73-сильным двигателем ЗИС-5. Ярославские грузовики использовали в качестве тягачей для буксировки орудий калибром до 122 мм, перевозки боекомплекта и расчета, их применяли при строительстве укреплений и подвозе топлива. После того, как немецких военнопленных прогнали маршем по Москве в июле 1944 года, поливочные машины на базе ЯГ-6 символически вымыли улицы города. Производство ЯГ-6 было остановлено в 1943 году из-за отсутствия двигателей, после чего ЯАЗ перешел на выпуск гусеничных тягачей. Всего было выпущено 8075 грузовиков ЯГ-6. До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров, один из которых можно увидеть в Военно-техническом музее в Черноголовке.

 

Трехтонный ЗИС-5 был второй по популярности моделью грузовика в предвоенном СССР и одним из основных автомобилей Красной армии. В его основе - конструкция американского грузовика марки Autocar, которую серьезно переработали советские инженеры. Выпуск был налажен на московском заводе АМО (с 1931 года завод носил имя Сталина — ЗИС, с 1965-го — Лихачева, ЗИЛ). ЗИС-5 отличался высокой проходимостью и надежностью, был прост в ремонте. Он стал первым советским автомобилем со встроенным компрессором для накачки шин, оснащался электростартером и бензонасосом. Двигатель объемом 5555 куб см развивал 73 л. с., а средний пробег до капремонта составлял 70 000 км - вдвое больше, чем у «полуторки». Во время войны наладили выпуск упрощенной модификации ЗИС-5В с деревянной кабиной, угловатыми крыльями, тормозами только на задних колесах и одной фарой. Машины выпускались в Москве, Ульяновске и Миассе. Грузовики ЗИС-5 работали на «Дороге жизни», на них устанавливали первые «Катюши», они возили советских солдат по Праге, Будапешту и Берлину. В Подмосковье ЗИС-5 можно увидеть в экспозиции Музея отечественной военной истории.

 

ГАЗ М-1 выпускался с 1936 по 1942 год и был самым популярным легковым автомобилем своего времени. При создании М-1 за основу были взяты модели Ford, но по сути машину разработали заново: от усиленной рамы до дермантиновой крыши. Советский автомобиль гораздо лучше американского подходил для эксплуатации на плохих дорогах. С 50-сильным 3,3-литровым мотором максимальная скорость превышала 100 км/ч. В Красной армии «Эмка» выполняла роль командирской или штабной машины. На основе ГАЗ М-1 было создано более 20 различных конструкций автомобилей, в том числе трехосный пикап, легкий артиллерийский тягач, полугусеничный вездеход, а также бронеавтомобили. Всего было выпущено около 80 тысяч автомобилей М-1 в различных модификациях. Большинство из них после войны продолжали службу в армии или народном хозяйстве, потом списывались и переходили в частные руки, где ездили до полного износа. Сегодня качественно отреставрированный ГАЗ М-1 по цене может сравниться с иномаркой представительского класса.

 

Первый в мире серийный седан-внедорожник был создан по заказу военных на базе «Эмки» (ГАЗ М-1). Первые образцы прошли испытания в 1939 году, а производство велось с 1941 по 1945 годы. Модель оснащалась усиленным шасси, полным приводом и тяговитым шестицилиндровым двигателем (3,5 л, 85 л. с.). ГАЗ 61-73 мог быстро ездить по бездорожью, преодолевать глубокий снег и броды. С полной нагрузкой автомобиль разгонялся до 108 км/ч, при этом был неприхотливым и надежным. Вездеход выпускался малыми партиями с различными типами кузова: седан, фаэтон и пикап — всего 212 экземпляров. Во время войны легковые автомобили служили высшему командному составу Красной армии, на них ездили маршалы Жуков, Рокоссовский, Конев, Буденный, Тимошенко. Один из немногих уцелевших автомобилей можно увидеть в Самарском музее вездеходов, еще один находится в коллекции реставратора Евгения Шаманского и регулярно становится участником выставок ретро-автомобилей.

 

В 1940 году фирмы Ford и Bantam вели разработку легкого внедорожника с открытым кузовом по заказу армии США. Заметка в американском издании о будущей модели Ford Pygmy попала на стол начальника Автотракторного управления Красной армии. Вскоре работы по созданию аналогичного автомобиля начались на Горьковском автозаводе и в НАТИ. Разработка будущего ГАЗ-64 была проведена в рекордно короткие сроки. Уже через 50 дней после получения задания первый собранный внедорожник показали заказчику. Серийное производство началось в августе 1941-го. Впоследствии на том же шасси сделали бронированный БА-64Б, а с 1943 года на конвейер встал модернизированный внедорожник ГАЗ-67. Он широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозил пехоту и раненых, служил легким артиллерийским тягачом. ГАЗ-67 был выпущен тиражом более 92 тысяч единиц, а первый ГАЗ-64 остался редкостью. За неполные два года завод собрал всего 672 автомобиля. Небольшой тираж связан с тем, что ГАЗ был главным поставщиком легких танков, а ряд цехов передали для производства артиллерийских снарядов.

 

В октябре 1941 года в Москве был подписан договор с США по ленд-лизу. Американские союзники поставляли в СССР военную технику, боеприпасы, снаряжение, сырье и продовольствие. В том числе за годы войны США передали более 360 тысяч грузовиков. Наиболее популярной моделью был Studebaker US6, составивший около половины всего импорта грузовой техники. Трехосный автомобиль с колесной формулой 6х6 или 6х4 обладал высокой проходимостью и надежностью, а управлять им было намного удобнее, чем советскими грузовиками. «Студебекеры» перевозили солдат, боеприпасы, горюче-смазочные материалы для танков и другой техники. Он служил основой для установки гвардейского реактивного миномета - знаменитой «Катюши». «Студебекер» обеспечивал мобильность в наступательных операциях и по праву стал одним из символов Победы над фашизмом. Сегодня Studebaker US6 можно увидеть во многих экспозициях техники, в том числе в Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов в Москве.

 

Тяжелый внедорожник WC-51 поставлялся в СССР по договору ленд-лиза. Всего Красная армия получила около 25 тысяч машин. Буквы в названии расшифровываются как Weapon Carrier или «носитель вооружения». В нашей стране его прозвали «Додж три четверти» за грузоподъемность в ¾ тонны — 750 кг. Главным недостатком WC-51 была открытая кабина, но с любыми другими задачами Dodge справлялся исправно. Внедорожник оснащался 92-сильным мотором 3,8 л и мог протащить по бездорожью противотанковую пушку или полевую кухню. Он широко использовался во всех родах войск. Водители высоко ценили его за скорость и устойчивость на грунтовых дорогах. После окончания войны ленд-лизовскую технику передавали обратно в США. В нашей стране сохранились считанные экземпляры. Увидеть их можно в Музее отечественной военной истории в подмосковном Падиково и в Музее военной истории УГМК в Верхней Пышме.

 

Willys – самый массовый в своем классе автомобиль Второй мировой войны. Производство компактного и легкого армейского автомобиля для разведки и командного состава началось в США в 1941 году. Конструкция получилась очень крепкой и надежной. Мотор объемом 2,2 л развивал солидные 60 л. с., что позволяло разгоняться до 104 км/ч. С подключаемым полным приводом Willys мог проехать практически по любому бездорожью. Всего за годы войны американские компании выпустили 659 тысяч «Виллисов», из которых 52 тысячи были поставлены в СССР. Часть из них приходила в виде машинокомплектов и собиралась на заводах в Москве, Коломне и Омске. Военный Willys можно увидеть в московском Центральном музее Вооруженных сил и ряде других коллекций ретро-техники. Этот автомобиль породил целую плеяду себе подобных, многие из которых выпускаются и поныне. К примеру, в США - это Jeep Wrangler, а в России — УАЗ «Хантер».

НАВЕРХ