ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ?

СОЗДАТЬ АККАУНТ

От Москвы до Малой Вишеры – 570 км. По трассе М-11 «Нева» вы можете преодолеть это расстояние за шесть часов. Но помните – на М-11 нельзя просто останавливаться посреди трассы или на обочине – для этого есть специальные парковочные карманы и многофункциональные зоны отдыха.

Как просто обидеть город небрежной фразой – да ну, захолустье. А ведь, может, за не слишком презентабельным видом часто скрывается такая история, какой иной большой современный город похвастаться не может.

Малая Вишера – отличный пример того, что словами бросаться не стоит. Здесь на железнодорожной станции в 1917 году решалась судьба Николая Второго и всей Российской империи. Всего год спустя могла бы по-другому решиться и судьба Ленина. А знаете, какой советский город первым освободили от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной? Вот что такое Малая Вишера. Сюда нужно приезжать ради истории.

Вроде бы все просто с названием города. Происходит от названия реки. Почему река так называется? Считается, что корни – финно-угорские. Край пяти озер – Виш Яр. Поэтично! Только некоторые уверены – «вишерой» в древние времена называли «болото». Уже не очень хорошо. Версия – «от реки» всех устраивает.

Малая Вишера – город не древний, чистая правда. Связано его появление со строительством Николаевской железной дороги, причем, когда начали ее строить в этих местах, людей катастрофически не хватало. Пришлось привозить сюда народ из Вилленской и Витебской губерний, специалисты сами приехали. Так начал появляться поселок, причем первоначально дома строили прямо в лесу. Самым первым зданием считается сооруженная в 1843 году «казенная изба», где поселился «руководящий состав».

А уже в 1851 году появилось здание железнодорожного вокзала, причем – «высшего разряда», что свидетельствовало о важности станции. Поселок постепенно разрастался, и местные жители стали хлопотать о присвоении ему официального статуса. В 1871 году Малая Вишера стала посадом.

Примечательный факт. До революции Малая Вишера так и не успела стать городом, но развивалась – многие города позавидовали бы. Все дело, конечно, в положении. Важная станция на пути из Москвы в Петербург.

Строили здесь активно и дома, и здания государственные, и магазины с лавками. Даже ежегодную торговую ярмарку начали проводить, очень популярную на Северо-Западе. В Малую Вишеру любил приезжать император Александр Второй. Охотился в этих местах, однажды – с австрийским императором Францем Иосифом.

Словом, к началу революции была Малая Вишера довольно большим и оживленным поселением. С пятью учебными заведениями и двумя больницами. А в революцию здесь произошли удивительные события.

Как известно, император Николай Второй, став главнокомандующим во время Первой мировой, значительную часть времени проводил в особом поезде. О начавшейся в Петрограде революции он узнал как раз в дороге и принял решение немедленно отправляться в Царское Село, где находилась его семья. Но в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года революционеры остановили императорский состав в Малой Вишере. Николай вынужден был повернуть на Псков, где и отрекся от престола.

Через год, 10 марта 1918-го, на вокзале в Малой Вишере – снова судьбоносное происшествие. Здесь остановился «секретный состав» с советским правительством, переезжавшим из Петрограда в Москву. Во главе с самими Лениным. На станции – состав с матросами-анархистами, враждебно настроенными по отношению к большевикам. Пришлось латышским стрелкам «спасать» Ленина.

Какие же интересные истории происходили в Малой Вишере! В 1921 году, при советской власти, она стала городом. Уже мало чем примечательным. Промышленных предприятий здесь не было, строить их никто не собирался, превращалась Малая Вишера в заурядный советский городок.

Но во время Великой Отечественной снова напомнила о себе. И громко!

В октябре 1941 года Малую Вишеру захватили немцы. Однако под оккупацией город пробыл всего месяц! 20 ноября Малую Вишеру освободили советские войска. Первый город, освобожденный от захватчиков! Причем раз и навсегда.

Но пострадала Малая Вишера сильно. И из-за оккупации, и в прифронтовой полосе была очень долго. Восстанавливали город не быстро, больших средств в его развитие не вкладывали. Это и понятно – «стратегического значения» Малая Вишера не имела.

Сегодня это тихий небольшой город. Проблемный, но с неплохо сохранившимися достопримечательностями. А главное, чем он выделяется среди своих провинциальных сверстников, – на удивление богатой историей. Ее у Малой Вишеры не отнять…

Расстояние до Малой Вишеры

  • от Москвы
  • 570 км
    за 2 ч 28 мин
  • от Санкт-Петербурга
  • 220 км
    за 6 ч

Экскурсия по Малой Вишере

Вокзал

С него в Малой Вишере все и начиналось. Построили вокзал по проекту знаменитого архитектора Р. А. Желязевича. Это было вокзальное здание «первого разряда», таких на Николаевской дороге (столичные, разумеется, не считаются) было всего три – в Бологом, Твери и Малой Вишере, что подчеркивает статус станции.

Посмотрите на вокзал, а потом – включайте воображение. Поезд Николая Второго остановили еще на подъезде к главному пути. А поезд с матросами-анархистами в 1918-м стоял на запасном. Латышские стрелки, разгонявшие матросов, поставили пулеметы максим прямо на перроне. Вот такие «картины» с Маловишерского вокзала. Все главные достопримечательности Малой Вишеры размещаются на небольшом пространстве, так что можете поставить машину на стоянке у вокзала и ходить пешком. Тем более что достопримечательностей в городе не так уж и много, но некоторые из них – весьма интересные.

Церковь Святителя Николая Чудотворца

ул. Гоголя, д. 2а

Казалось бы, чем может привлекать церковь, построенная в 1992 году? А на нее специально приезжают посмотреть зарубежные туристы. Все дело в том, что церковь сделана полностью из дерева, по канонам старины. Синий фасад, серебряные купола, зелень вокруг… Очень красиво!

Часовня иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

ул. Новгородская, д. 14

Аскетично, но глаз радует.

В Малой Вишере вообще очень много старых деревянных домов. Целые улицы! Картина настоящей «русской глубинки», для ценителей – превосходно.

Дом купца Соловьева

ул. Революции, д. 15

Дом купцов Куржевниковых

ул. Володарского, д. 14/25

Модерн начала ХХ века, здание сохранилось в первозданном виде. Великолепный памятник архитектуры!

Краеведческий музей

ул. Революции, д. 17

Городской Краеведческий музей тоже размещается в каменном особняке конца XIX века. Довольно скромный, но экспозиция по истории Великой Отечественной войны – интересная.

Штаб Волховского фронта

ул. Новгородская, д. 28

Спас-Оскуйский мужской монастырь

Находится примерно в 20 км от города. Здания, правда, в полуразрушенном состоянии, но зато – XVII века. Место очень красивое.

Специально для любителей загадочных явлений! Рядом с Малой Вишерой находится одна из известных «аномальных зон». В районе деревень Поддубье, Горнецкая и Селищи. Здесь, согласно легенде, водится местный «снежный человек». Зовут его по-свойски – Авдошка. Хотите верьте, хотите нет. Но аномальную зону даже ученые изучают.

Кафе, рестораны

Малой Вишере нечем побаловать любителей высокой кухни, да и любой другой, если честно, тоже. Есть лишь пара мест, более или менее достойных внимания.

Кафе «Подорожник»
ул. Московская, д. 15

Сильно удивитесь, но подают здесь блюда японской и итальянской кухни. Берите лучше итальянские. Супы, рыба и шницели – вполне съедобные.

Ресторан «Фортуна»
ул. Полевая, д. 63

Чистая экзотика! В Малой Вишере – ресторан… эфиопской кухни. Если не придираться к «факту места», то кухня вообще-то неплохая. Хотя и на любителя. А вот доплатить за экзотику придется. Цены кусаются.

Гостиницы и отели

Ночевать в Малой Вишере точно не стоит. Зачем? До Новгорода меньше часа езды. В случае острой необходимости – только одно место.

Гостиный дом «Николаевский»
ул. Володарского, д. 16

Очень скромно, но чисто и аккуратно. Уровень комфорта средний, завтраков нет. Но бесплатная парковка и Интернет в наличии.

Путешествовать с транспондером T-pass по трассе М-11 «Нева» удобно и выгодно. С T-pass при проезде четырех платных участков на М-11 подряд скидка увеличивается до 40 %!

АФИША

Приложение "Автодор"

Ваш проводник по платным автомобильным дорогам Государственной компании "Автодор"

Рассчитывайте стоимость проезда

По платным участкам автомобильных дорог М-4 "Дон" и М-11 "Москва – Санкт-Петербург"

Находите нужные места

На карте отображены зоны отдыха, АЗС, кафе, СТО и прочее

Чувствуйте себя в безопасности

Доступна мобильная связь с аварийными комиссарами

Легкое пополнение счета

Пополняйте счет своего транспондера одним нажатием

Бонусная система

Накапливайте бонусные баллы и обменивайте их на скидки

НАВЕРХ
X