Все начинается с истории. Казалось бы, море от Воронежа далеко, место – не очень подходящее. Но Петр Первый сделал все «по уму» и отчасти – по обстоятельствам.
…В 1695 году русские войска не сумели взять Азов, крепость, которая закрывала выход в Азовское море. Причина неудачи простая – осажденную твердыню бесперебойно снабжали с моря всем необходимым. Без флота здесь никак не обойтись. А где его строить?
Петр выбрал Воронеж. Город неподалеку от Дона, на реке Воронеж. Сразу отметим, что в те времена и Дон, и Воронеж были куда полноводнее, чем сейчас. А еще – лес! Главный материал для строительства кораблей. Леса в этих местах – в избытке. Есть и сосны, которые так и называют – мачтовыми. Совсем неподалеку – залежи железной руды, а это – корабельные пушки.
Строительство флота началось! Со школьных лет мы знаем, что Петр не чурался тяжелой работы. Плотничал, смолил канаты… Вдохновлял личным примером и, что греха таить, тяжелой рукой. В Воронеже, кстати, Петр провел больше всего времени после Москвы и Петербурга, более полутора лет, в общей сложности.
К лету 1696 года создание флота было в основном завершено. Начался Второй Азовский поход, и на сей раз Россия одержала решительную победу над Турцией. После 1711 года Воронеж начал терять роль «корабельной столицы», хотя суда здесь продолжали строить и после смерти Петра Великого. Но одно звание у города не отнять – Воронеж был и остается колыбелью русского флота. В этом – его уникальность.