Малая Вишера – отличный пример того, что словами бросаться не стоит. Здесь на железнодорожной станции в 1917 году решалась судьба Николая Второго и всей Российской империи. Всего год спустя могла бы по-другому решиться и судьба Ленина. А знаете, какой советский город первым освободили от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной? Вот что такое Малая Вишера. Сюда нужно приезжать ради истории.
Вроде бы все просто с названием города. Происходит от названия реки. Почему река так называется? Считается, что корни – финно-угорские. Край пяти озер – Виш Яр. Поэтично! Только некоторые уверены – «вишерой» в древние времена называли «болото». Уже не очень хорошо. Версия – «от реки» всех устраивает.
Малая Вишера – город не древний, чистая правда. Связано его появление со строительством Николаевской железной дороги, причем, когда начали ее строить в этих местах, людей катастрофически не хватало. Пришлось привозить сюда народ из Вилленской и Витебской губерний, специалисты сами приехали. Так начал появляться поселок, причем первоначально дома строили прямо в лесу. Самым первым зданием считается сооруженная в 1843 году «казенная изба», где поселился «руководящий состав».
А уже в 1851 году появилось здание железнодорожного вокзала, причем – «высшего разряда», что свидетельствовало о важности станции. Поселок постепенно разрастался, и местные жители стали хлопотать о присвоении ему официального статуса. В 1871 году Малая Вишера стала посадом.
Примечательный факт. До революции Малая Вишера так и не успела стать городом, но развивалась – многие города позавидовали бы. Все дело, конечно, в положении. Важная станция на пути из Москвы в Петербург.
Строили здесь активно и дома, и здания государственные, и магазины с лавками. Даже ежегодную торговую ярмарку начали проводить, очень популярную на Северо-Западе. В Малую Вишеру любил приезжать император Александр Второй. Охотился в этих местах, однажды – с австрийским императором Францем Иосифом.
Словом, к началу революции была Малая Вишера довольно большим и оживленным поселением. С пятью учебными заведениями и двумя больницами. А в революцию здесь произошли удивительные события.
Как известно, император Николай Второй, став главнокомандующим во время Первой мировой, значительную часть времени проводил в особом поезде. О начавшейся в Петрограде революции он узнал как раз в дороге и принял решение немедленно отправляться в Царское Село, где находилась его семья. Но в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года революционеры остановили императорский состав в Малой Вишере. Николай вынужден был повернуть на Псков, где и отрекся от престола.
Через год, 10 марта 1918-го, на вокзале в Малой Вишере – снова судьбоносное происшествие. Здесь остановился «секретный состав» с советским правительством, переезжавшим из Петрограда в Москву. Во главе с самими Лениным. На станции – состав с матросами-анархистами, враждебно настроенными по отношению к большевикам. Пришлось латышским стрелкам «спасать» Ленина.
Какие же интересные истории происходили в Малой Вишере! В 1921 году, при советской власти, она стала городом. Уже мало чем примечательным. Промышленных предприятий здесь не было, строить их никто не собирался, превращалась Малая Вишера в заурядный советский городок.
Но во время Великой Отечественной снова напомнила о себе. И громко!
В октябре 1941 года Малую Вишеру захватили немцы. Однако под оккупацией город пробыл всего месяц! 20 ноября Малую Вишеру освободили советские войска. Первый город, освобожденный от захватчиков! Причем раз и навсегда.
Но пострадала Малая Вишера сильно. И из-за оккупации, и в прифронтовой полосе была очень долго. Восстанавливали город не быстро, больших средств в его развитие не вкладывали. Это и понятно – «стратегического значения» Малая Вишера не имела.
Сегодня это тихий небольшой город. Проблемный, но с неплохо сохранившимися достопримечательностями. А главное, чем он выделяется среди своих провинциальных сверстников, – на удивление богатой историей. Ее у Малой Вишеры не отнять…