Местные бояре якобы вступили с Иваном III в сговор. Символ новгородской вольницы, вечевой колокол, повезли в Москву. И на Валдае колокол мистическим образом, сам, раскололся на тысячи частей. От этих обломков и произошли знаменитые валдайские колокольчики.
Красиво! Такие легенды и придают особое очарование месту. Хотя сам город Валдай не такой древний, как Торжок, а тем более – Тверь. Первое упоминание о нем датируется 1495 годом, а относительно происхождения названия по традиции ведутся споры. То ли от финно-угорского "живая вода", то ли от славянского "волот" ‒ властелин, а кто-то и вовсе считает, что названо место по имени некоего кузнеца Валды.
Как ни объясняй, но Валдай в Средние века большой роли не играл, потому что находился вдалеке от главных торговых путей. Все изменилось с появлением дороги Москва – Санкт-Петербург. Стал Валдай оживленным, а в 1770 году и статус города получил.
И снова "история под копирку". Появление Николаевской железной дороги привело к упадку Валдая. А тут еще и несколько подряд страшных пожаров случилось. К началу ХХ века население Валдая сократилось вдвое! Единственное, что оставалось в порядке, – колоколо-литейное производство. Особенно преуспевали купцы Усачевы, которые рекламировали свою продукцию в газетах и открывали торговые киоски.
При советской власти ни колокола, ни даже колокольчики были особо никому не нужны. Стал Валдай тихим провинциальным городом. Во время Великой Отечественной здесь располагался штаб Северо-Западного фронта. А еще в этих местах, у деревни Плав, приземлился подбитый после неравного боя самолет Алексея Маресьева. Того самого, что стал прототипом героя книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
Валдай и сегодня городок маленький, население – чуть больше 14 тысяч человек. Но среди туристов он даже более популярен, чем, например, Вышний Волочек. А уж как место отдыха прогрессирует с каждым годом.