Знаете, чем еще славен Воронеж? Тем, что мало найдется в России городов, как Воронеж, вокруг ранней истории которых ведется столько споров. Судите сами.
С какой даты вести отсчет воронежской истории? С 1177 года? 1235-го? 1571-го или 1585-го?
А происхождение названия? От птицы – ворона? От реки или некоего человека по имени Воронег?
У всех версий есть сторонники, причем – авторитетные.
Но что бесспорно, первое летописное упоминание о Воронеже относится к 1177 году. Крепость Воронеж начали строить в 1585-м под руководством воеводы Семена Сабурова. Это – точно. И никто не отрицает того факта, что современный город назван в XVI веке по реке Воронеж, притоку Дона. Конкретно – в 1586 году. Дела «давно минувших дней» волнуют скорее историков.
Итак, появление Воронежа, как и многих городов-крепостей на юге, было вызвано необходимостью обороны пограничных рубежей. Только Воронеж приобрел большое значение не только как военный форпост, но и как торговый центр. Расположен удачно – у слияния рек Дон и Воронеж, стал расти как на дрожжах. Географическое положение города еще не раз обеспечит крутые повороты в его судьбе.
XVII век, один из самых тяжелых в истории России, Воронеж пережил своеобразно. Поддержал Лжедмитриев в начале столетия, в последней трети – не сдался мятежному крестьянскому войску Степана Разина. Много всего случалось… Потом наступила эпоха Петра Первого. Важнейшая и для страны, и для Воронежа.
Как практически степной город мог стать местом рождения, а на какое-то время – и столицей русского флота? Когда речь идет о человеке масштаба Петра Великого, ничего невозможного нет. Все то же географическое положение и наличие леса в большом количестве убедили воевавшего с Турцией царя – здесь надо строить флот российский!
В Воронеже построили верфи, Адмиралтейство, а главное – десятки кораблей, первых серьезных боевых кораблей нового русского флота. Получил Воронеж и статус губернского города. Так что даже после того, как воронежские верфи былое значение утратили, город уже обрел статус важного во всех отношениях центра.
Далеко не каждый из губернских центров развивался так быстро, как Воронеж. Уже в самом начале XIX века здесь появился первый театр. Благоустройство города, народное просвещение – все здесь на высоком для того времени уровне. В 1868 году установлено железнодорожное сообщение с Москвой, чуть позже – с Ростовом.
В отличие от многих «сонных» губернских столиц, Воронеж быстро превращался в крупный промышленный центр с многочисленными заводами.
Эта его роль помогла Воронежу сохранить стабильное положение и после революции. В промышленность и пролетариат советская власть вкладывала немалые средства. Более того, Воронеж сумел стать родиной еще для одного вида войск – воздушно-десантных. Именно здесь, рядом с городом, в августе 1930 года был высажен во время учений первый воздушный десант!
Годы Великой Отечественной войны для Воронежа – трагические и героические страницы. Для немцев город, учитывая его значимость, был важнейшей целью. Но взять его полностью им так и не удалось! Часть города осталась под контролем советских солдат. Более того, даже на оккупированной фашистами территории бойцы Красной Армии удерживали часть земли. Знаменитый «Чижовский плацдарм»… 204 дня в окружении врага!
И именно отсюда началась знаменитая Воронежско-Касторенская наступательная операция 1943 года, в ходе которой была освобождена бóльшая часть Воронежской и Курской областей.
…Пострадал Воронеж в годы войны страшно. Только жилых домов было уничтожено почти 90 %! Воронеж включили в число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
В 1959 году Воронеж был восстановлен. И не просто восстановлен! Появились новые промышленные предприятия, город стал настоящим центром научно-технического прогресса. Воронеж – это и популярные телевизоры «Рекорд», и ракетные двигатели, и конечно, самолетостроение.
Здесь построили первый аэробус Ил-86. А на самолетах Ил-96, сделанных в Воронеже, сейчас летает Президент России. Первая серия сверхзвуковых Ту-144 тоже выпущена в Воронеже.
Да, столица Черноземья – город особенный. Есть постарше, есть – побольше, но таких, как Воронеж, которые никогда не оставались на периферии истории, крайне мало. Ради этого и стоит ехать в столицу Черноземья!